понедельник, 19 января 2015 г.

Относительность от Матвея Юдова

Цитирую интересное:


Время от времени в разговорах про духи я пытаюсь донести до оппонента один тезис: процентное содержание того или иного компонента - это вещь в себе, цифра которая говорит о результирующем запахе ровным счётом ничего. Вот на иллюстрации процентное содержание некоторых ключевых компонентов эфирного масла розы. Тут же порог запаха и пересчитанный из него относительный процент вклада вещества в суммарный аромат розы. Грубо говоря, больше всего в масле розы парафинов, которые не пахнут вообще, а на 70% аромат розы обусловлен дамаскеноном, которого в составе чуть больше тысячной доли.

Давайте проведём некий мысленный эксперимент и представим себе две смеси. Нам известно, что в каждой из них по 50% масла ветивера. Попробуйте представить себе как это может пахнуть. А теперь представьте, что в первом случае там находится 50% дпг, а во втором - 50% фолиона. На практике первая смесь будет пахнуть, очевидно, только ветивером и ничем больше, а во втором случае боюсь, что ветивера вы там даже и не разглядите.


Ещё раз о запахе и о процентах:
Представьте себе, что вас заинтересовала некая картина, вы ищете информацию о ней и находите такое описание: охра жженая 55%, свинцовый сурик 11%, кобальт фиолетовый светлый 7%, ультрамарин 3%, белила цинковые. Насколько полезна эта информация? Хорошо, насколько полезна будет эта информация для художника, который только учится рисовать? Боюсь, что даже для специалиста по предпечатной подготовке эти цифры практически бессмысленны.
В своей книжке Жан-Клод Эллена пишет, что когда тот решил стать парфюмером, отец подарил ему блокнот с «формулами», составами известных на то время духов – по сути дела страшной тайной, которую передавали из поколения в поколение. В тот момент Жан-Клод из любопытства изучил цифры, но больше этот блокнот не открывал. Действительно, знание точных соотношений позволит вам воссоздать существующие духи, но едва ли научит делать новые.
Как вы считаете, что отличает настоящие духи от просто случайной хаотической смеси ингредиентов? Все помнят Ги Робера – un parfum doit d’abord sentir bon! Мне кажется, что самое важное в настоящих духах – это синергетический эффект, некое свойство, которое появляется только у композиции, но которого нет ни у одного из составляющих. Когда проценты и труднопроизносимые названия превращаются в волшебство. Когда вы вдруг оказываетесь на берегу лесного озера, или на марроканском базаре, или вот вам восемь лет и вы на даче пьёте чай. Вот это, пожалуй, действительно важно, а сколько процентов изо е супера в составе – это уже дело восемнадцатое.

От себя лично хочу добавить, все вышенаписанное, не означает, что учиться не надо. Надо и еще как. Надо изучать свойства ароматических веществ, запоминать их ольфакторные профили, примерно представлять, как ингредиенты взаимодействуют между собой. Если вы не знаете всех этих связей,  особенностей и свойств ароматических веществ, то вряд ли получите шедевр. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий