понедельник, 22 сентября 2014 г.

Ольфакторный словарь и механизмы восприятия запахов

Источник фото: http://menshealthservices.com.au/service2.html

Существует фактически два механизма восприятия и описания запахов. Опишу вкратце.

У каждого из нас есть свой ольфакторный опыт, фактически с рождения. База данных запахов в нашей голове - огромна, просто это пласт информации, к которому в повседневной жизни обращаешься редко.

Первый механизм - простой, человеческий (обывательский). Эмоциональные и вкусовые прилагательные. Свежий, сладкий, округлый, плоский, кислый, вкусный, приятный, нежный и т.п. Так как ольфакторных прилагательных в русском языке ничтожно мало, мы стараемся создать образ запаха используя более знакомый нам инструментарий.

Не правильно полагать, что этот механизм не нужен и относиться к нему пренебрежительно. Уметь создавать образы ароматов крайне важно, нужно и полезно.
Другое дело, что этому тоже надо учиться правильно пользоваться. Потому такой тип восприятия удобно комбинировать со вторым, профессиональным механизмом.

Итак, второй тип восприятия запахов, когда мы описываем то, что попадет нам на рецепторы при помощи специальных ольфакторных слов. Пытаемся определить ингредиент и отнести запах в той или иной группе. Зеленый, цветочный, фруктовый, цитрусовый, лимон, персик, яблоко, фиалка и т.п.

Работает он опираясь как раз на наш ольфакторный опыт, на ту базу данных, что существует в нашей голове. Принцип «поиска и открытия файлов» в вашем мозгу. 
Любой, даже самый простой запах, например лимон – состоит не только из лимона, а вмещает себя еще аромат лимонной цедры, кислоты и просто цитруса. Если вы когда-то в жизни уже сталкивались с одним из этих ароматов, то сигнал попадающий в мозг, быстро найдет нужную картинку и совместит ее с ольфакторной составляющей.
Например, вы нюхаете что-то смутно знакомое, желтое, фруктовое, сочное, и тут ваш коллега говорит – персик. И ваш мозг реагирует мгновенно, файл открывается и вы отлично представляете себе этот самый персик.

Мозг забавно воспринимает незнакомые запахи. В одном случае он пытается разложить незнакомое на знакомые ноты. В другом, мозг просто может заблокировать рецепторы.
Как пример, некоторые люди не чувствуют мускусы. У них на эту ольфактивную группу стоит блок. В частности подобный блок стоит у целых рас. Большинству азиатов мускусы недоступны.

Оба эти словаря надо нарабатывать тренируя нос.
У Фирмениш есть тренинг, первая часть которого посвящена знакомству с профессиональным словарем. А на второй части предлагается описать запахи используя лишь обывательский. И оказывается, что это довольно сложно, после того, как ты познакомился с ингредиентами. Они начинают мешать эмоциональному восприятию. 

Между тем, повторюсь, полезно использовать именно оба этих метода, так как они лишь части единого целого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий