понедельник, 8 декабря 2014 г.

Парфюмерный тетрис

Однажды, будучи в командировке довелось, поприсутствовать на создании парфюмерной композиции для стирального порошка. Вернее стояла задача - сесть вместе с парфюмером и посмотреть, как он это делает.

Фото: http://www.fragrantica.com/news/The-Launch-Event-of-Adam-Levine-Fragrances-4045.html

Базовые принципы создания как для "низких" продуктов типа порошок, мыло, крем, так и для "высоких" - высокая парфюмерия - одинаковые.

Парфюмер ограничен условиями: ольфактивная характеристика, цена, качество, количество линий в формуле (читай количество ингредиентов), безопасность (IFRA обязательно, но может быть еще Clean Label, гипоаллергенность, натуральность и т.п. в зависимости от требований брифа), стабильность, соответствие парфюмерной палитре доступного сырья и сила запаха.

Выглядит все очень просто. Есть программа в которой отражается доступное сырье и его стоимость. Парфюмер видя наименования химических формул на экране монитора "играет в тетрис" или "решает паззл", кому как больше нравится называть. Подгоняет существующую палитру под заданные условия.

Ну, конечно, чем какая молекула пахнет и что приблизительно она должна дать в смеси с другими, парфюмер должен знать. Он этому 10 лет учился. 
Однако кабинет современного парфюмера в крупной компании, это не старомодный "парфюмерный орган", это письменный стол и компьютер. Всякие "именитые монстры" самостоятельно с пробирками не возятся, для этого существуют ассистенты.

Возможность стать ассистентом, например, Оливера Креспа - надо заслужить.

Ассистент готовит отдушку по формуле, выданной парфюмером, затем она вводится в базу и передается для эвалюации. 

Зачастую, когда "вредные клиенты" требуют "за копейку канарейку и шоб басом пела", парфюмерам приходится разбавлять отдушку растворителем (чаще всего дипропиленгликолем), тем самым не слишком изменяя ольфакторный профиль, но удешевляя композицию.
Далеко не всегда так, но когда требуется ОЧЕНЬ дешевая отдушка, то как правило остается единственный выход - добавить растворитель.

А клиенту, к сожалению, не понятно, что дешевой, с большим количеством растворителя, отдушки в продукт придется вводить, например 1%, а если взять чуть подороже, то может быть и 0.3% будет достаточно.

Прората, конечно, не касается высокой парфюмерии. В ней все немного иначе, в плане того, что ингредиентная палитра другая. Например, лимон для порошка, и лимон для парфюмерии - это два очень разных лимона.

И растворитель, он же база, всегда один - спирт, а проценты ввода отдушки от 2% (одеколон) до 20-30% (духи). На полках в магазине мы как правило имеем 10-14% композиции (туалетная и парфюмерная вода). В масс-маркете все будет несколько по-другому, в силу изначально дешевых композиций.
Но принцип создания аромата все равно тот же.

Фото: http://www.cafleurebon.com/cafleurebon-young-perfumers-series-yann-vasnier-sr-perfumer-at-givaudan-divine-parfums-and-parfums-delrae-fragrance-draw/
Photo Courtesy Rohit Paul: Yann Vasnier at his work desk

P.S. Конечно, натуральные парфюмеры или частные, обычно работают непосредственно с парфюмерным органом и ароматическими ингредиентами. Я рассказывала именно о работе парфюмера в крупном парфюмерном доме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий